Стильная Оксана Акиньшина

Оксана Акиньшина

Карьерное «взросление» Оксаны Акиньшиной проходило на глазах зрителей нового российского кинематографа. Свою первую роль она получила практически случайно, в четырнадцать лет. По одним данным — вместе с несколькими сотнями других петербургских школьниц участвовала в объявленных по радио кинопробах, по другим — просто шла по улице и приглянулась специалистке по кастингу. Как бы то ни было, эта дебютная роль в фильме «Сестры», первом и единственном режиссерском опыте Сергея Бодрова-младшего, сделала Акиньшину известной. Ее героиня, вместе с младшей сестрой похищенная врагами отца-бандита, не дожидается помощи от внешнего мира, а пытается самостоятельно выбраться из переделки. Мало кто признал «Сестер» как серьезное достижение, но фильм вышел в достаточно широкий прокат и был показан на нескольких европейских фестивалях, где его увидела ассистентка Лукаса Мудиссона, подыскивавшего исполнительницу главной роли для «Лили навсегда». Посмотрев отрекомендованных ему «Сестер» Мудис-сон согласился, что другую кандидатуру уже можно не искать. Несмотря на некоторую неестественность диалогов, «Лиля навсегда» стала одним из самых правдивых фильмов о жизни рядовых людей в развалинах советской империи — и одним из самых страшных. И у Бодрова-младшего, и у Мудиссона актрисе превосходно удался образ трудного подростка, внешне упрямого, но ранимого и одинокого, который оказывается в экстремальной ситуации, способной сломать и зрелого человека. Однако уже следующая картина ознаменовала переход к совсем иным ролям — в ленте Филиппа Янковского «В движении» Оксана сыграла небольшую, но важную роль наездницы Ани, мимолетной знакомой героя Константина Хабенс-кого, в светлом образе которой он слишком поздно разглядел альтернативу своей суетливой и бессмысленной жизни. С тех пор актрисе стали поручать главным образом исполнение ролей роковых красавиц, встреча с которыми подчас переворачивает жизнь мужчин. В «Статском советнике», куда ее позвал довольный совместной работой Янковский, она едва не сыграла самую привлекательную из акунинских героинь, террористку-любительницу Эсфирь Литвинову, но… в первый же съемочный день не явилась на площадку (по слухам, из-за чересчур удачной вечеринки со Шнуром, своим тогдашним бойфрендом) и была уволена. Это нисколько не помешало ее дальнейшим появлениям на экране в образе фам фаталь, выходившем у Акиньшиной довольно нестандартным. Ее героини привлекали не столько сексуальной харизмой, сколько свойственному ее «детским» ролям сочетанию уязвимости и нарочитой независимости. Такой она изобразила, например, княжну в «Волкодаве» Николая Лебедева, слишком эмоциональную и храбрую для марионеточной участи дочери правителя, или Катю в «Райских птицах» Романа Балаяна, своенравную любовницу писателя-диссидента. Похожая роль досталась Акиньшиной и в новом фильме «Стиляги» Валерия Тодоровского — ее бунтовщица Полина родилась через пятьдесят лет после Эсфирь Литвиновой и выглядит идейной наследницей несыгранной героини «Статского советника».