Ликвидация федеральных государственных учреждений

регистрация, реорганизация, ликвидация федеральных государственных учреждений

Особенности федеральных государственных учреждений и процедур, связанных с ними

 

Регистрацией государственных федеральных учреждений занимается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ФС Росреестр). Для осуществления процедуры регистрации государственного федерального учреждения необходимо зайти на сайт Федеральной службы, скачать соответствующие бланки заявлений, заполнить их и обратиться к работникам Федеральной службы для получения инструкций по дальнейшей комплектации всех необходимых документов.

 

Федеральное государственное учреждение является одной из организационно-правовых форм государственных учреждений. Принципиальным отличием государственных учреждений от учреждений всех остальных типов является преобладание государственных (в данном случае – имеющих федеральное подчинение) субъектов в структуре собственности. При этом получение или неполучение учреждением прибыли не является значащих отличием федерального государственного учреждения от учреждений других типов.

 

Реорганизация федеральных государственных учреждений должна осуществляться с соответствующим изменением всей уставной документации, что предполагает полное прохождение необходимых процедур в Федеральной службе Росреестра.
Изменение типа федерального государственного учреждения – например, с бюджетного, финансируемого полностью за счет средств государственного бюджета, на автономное, имеющее внутренний источник финансирования – возможно по факту принятия решения вышестоящим Федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся данные федерального государственного учреждения. Так, например, в 2008 г. был утвержден порядок рассмотрения Министерством образования и науки предложений о создании федеральных автономных образовательных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных образовательных учреждений. Результатом стало принятие порядка осуществления такого перехода, в соответствии с которым значительная часть имеющихся федеральных государственных образовательных учреждений с 1-го января 2011 года изменят организационно-правовую форму на федеральные автономные образовательные учреждения.
Следует особо оговориться, что изменение типа федерального государственного учреждения не обязательно означает изменение его организационно-правовой формы. В частности, в рассмотренном примере перехода от бюджетного к автономному федеральному образовательному учреждению организационно-правовая форма каждого учреждения сохранялась прежней, но тип менялся. Так, для автономного учреждения характерна существенно большая хозяйственно-экономическая самостоятельность, чем для бюджетного государственного учреждения, в чем состоит одно из значащих различий между ними.

 

Ликвидация федеральных государственных учреждений, так же как их реорганизация, должна вестись с соблюдением всех нормативно-правовых норм, прописанных в их уставной документации. Ввиду особенностей структуры собственности именно федеральных государственных учреждений их ликвидация осуществляется чаще всего с большей затратой людских и временных ресурсов, чем ликвидация негосударственных учреждений, будь то коммерческие или некоммерческие организации.