Исторические музыкальные инструменты

Исторические музыкальные инструменты

 

В эпоху барокко, в иные исторические эпохи в академической музыке применяли музыкальные инструменты, которые впоследствии из употребления вышли вообще или практически не были востребованы. Правда, иногда, с целью воссоздания исторически точного музыкального звучания, для реконструкции произведения и большего историзма их употребление всё ещё было возможно.

Тем, кто сегодня разрабатывает новейшее программное обеспечение, подаёт заявку на конкурс трейдеров forex, работает в сети интернет и считает себя сведущим в музыке, тем, кто  знает, как выглядят и звучат скрипка, труба или гитара, абсолютно чуждыми понятиями кажутся такие названия, как  органиструм, торбан или спинет. А ведь в своё время все перечисленные инструменты имели место быть и с успехом применялись при исполнении музыкальных произведений.

Колёсная лира, или иначе органиструм, была широко распространена вплоть до 13 века. На ней играло два человека и использовалась она в монастырях. На Руси колёсная лира достигла пика популярности в 17 веке, когда под её звуки исполнялись стихи духовного содержания. Украинский народный инструмент торбан, имеющий до сорока струн и относящийся к семейству лютневых, был в широком употреблении с 18 по 20 века. Он был распространен не только на Украине, но и в Польше, и в России. Нынешние пользователи сети Интернет, проводящие трейдинг на валютном рынке форекс, а в свободное от работы время слушающие бас-гитару, вряд ли знают, что торбан в то время был чрезвычайно дорогим инструментом, и позволить себе иметь его могли только богатые аристократы. Поэтому инструмент называли панской бандурой. А вот клавесин, являющийся предшественником фортепиано, имел множество разновидностей (спинет, верджинел). Другим историческим собратом фортепиано был клавикорд. Сегодня об этих музыкальных инструментах можно прочесть только в учебнике по истории музыки.

Еще один духовный инструмент, носящий название гобой д’амур, до 17 века был довольно популярен, а затем на сто лет забыт и не употреблялся сочинителями музыкальных произведений вовсе. И только благодаря Р. Штраусу, К. Дебюсси и, особенно, М. Равелю с его знаменитым «Болеро», этот инструмент был вновь востребован. Но совсем ненадолго. В наши дни, когда пользователи сети приобретают валютные фьючерсы и скачивают песни с музыкальных сайтов, с трудом верится, что он обретёт новую жизнь и признание.

Даже такой, казалось бы, известный по многим картинам великих художников щипковый инструмент, как лютня, уже к концу 19 века почти вышел из употребления, за исключением некоторых территорий Украины, Швеции и Германии. Ничто не вечно, в том числе и музыкальные инструменты, которые, выходя из активного употребления, переходят в разряд исторических музыкальных инструментов, а на смену им приходят другие, более современные, востребованные в нынешнюю музыкальную эпоху.