Heligoland и Kollaps Tradixionales — музыка для тех, кто устал от радио-попсы

Massive Attack — HELIGOLAND
Они делали этот альбом семь лет. Оставили за кормой много отыгранного на концертах материала. Пригласили к сотрудничеству небывалое количество людей и породили множество слухов о сотрудничестве со всеми на свете — от Тома Уэйста и Патти Смит до самого Трики. Альбом «Хельголенд» состоит из десяти треков, и, чтобы сесть за этот текст, я послушал его 14 раз на своем планшете iPad. Цельностью на «Хельголедне» не пахнет. Мартина Топли-Берд, Гай Харви (Elbow), Тунде Адебимпе (TV on the Radio) — прекрасные вокалисты, но, когда слушаешь эту музыку, эти голоса фирменных для МА саспенса, гипнотизма, меланхолии, нервов наконец нет и в помине. Это не самая изобретательная, не самая атмосферная, не самая (признаем) хитовая музыка. В лучших и самых ярких местах МА проглядывает только на пятом прослушивании. И только Atlas Air — безоговорочно их рук и голосов дело. Все остальное стремится рассыпаться, и только обложка, на которой написано Massive Attack, удерживает этот разброд и шатание. Но музыка МА чем дальше, тем больше походила на саундтрек к жизни в любой угрюмой стране, неблагоприятном районе или прогулок по плохой погоде. Massive Attack в плеере как-то узаконивал и оправдывал сплин, депрессию и обиду на весь мир. Теперь недостатка в такой музыке нет, но вот созывать массовые слеты и выдавать им все то же самое, но красиво, чисто и в 4 раза сильнее, чем на альбоме, умеют только Massive Attack. И, по сути, единственно важная роль этого альбома — разбавить привычный концертный репертуар. В остальном — это первые десять треков за последние несколько лет, про которые действительно жалко и стыдно говорить — «скучно». Но это такой же факт, как и то, что делали их семь долгих лет.

Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra — Kollaps Tradixionales
С этой группой всегда сложно — говорить об этой музыке можно, исключительно описывая пейзажи или религию. Как и все построкеры, Thee Silver Mt. Zion тяготят к крупным формам и многозначным названиям. Однако их ландшафты это не бесконечные равнины и даже не обожаемая всеми на свете суровая Исландия. Это такая канадская глушь, обычная деревня, в двух шагах от Гренландии. Так и этот альбом — начинающийся длинной и отпугивающей неофитов «застольной» разгоняется в концерт для всех стихий на краю ледника. Их трудно представить себе на нормальной людной площадке. И не потому, что они играют скучную, печальную музыку. Они играют музыку чересчур справедливую к себе и людям, которая неоригинальна и вроде бы формально повторима, но всегда оказывается, что, кроме них, так бить по людям никто не умеет. Они не делают альбомы по семь лет, а выпускают их планомерно, и каждый новый лучше предыдущего (женский блог заверяет, что и этот не исключение). Говорят, простите, о вечном, и в этом смысле самым близким для лидера команды Менука Ефрема человеком кажется Дэвид Юджин Эдварде, чьи многотонные вариации альбома Blush Music стоят с болезненным самопостижением Ефрема не так далеко друг от друга, как кажется.
И я вовсе не приписываю Thee Silver Mt. Zion великую цель. Просто на протяжении десяти лет их музыка скиталась по задворкам индустрии, всегда была максимально удалена от мира и принятых трендов, скоростей, ритмов, но всегда получалась невероятно уместной и точной. Действительно, «не бойся грома, он всегда попадает в такт»