Действие курения на нервную систему

У человека, как известно, имеются центральная нервная система, периферическая и вегетативная нервные системы. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. Периферическая нервная система состоит из корешков и нервов, осуществляющих связь между всеми органами и центральной нервной системой. Вегетативная нервная система управляет автоматически деятельностью внутренних органов, желез, кровеносных сосудов, то есть теми процессами в организме, которые не зависят от нашей воли (деятельность сердца и легких, кровообращение, пищеварение и т. д.). Много зла приносит курение здоровью человека, но в особенности страдает его нервная система, а это сказывается на деятельности всего организма.
Тяжелый характер последствий курения виден, например, в том, что более половины всех больных, поступающих в психиатрические больницы,— лица с заболеваниями нервной системы. Одна из причин этого заболевания — систематическое курение. Конечно, психозы и другие заболевания нервной системы бывают далеко не у всех курящих. Однако это не значит, что те из курящих, кто не находится в психиатрических отделениях, здоровы. Если даже у них психоз не развивается, то под влиянием курения табака неизбежно меняется к худшему их здоровье, внешний вид, склад характера, отношение к жизни.
К сожалению, такие случаи во врачебной практике не единичны. В больницу поступил 20-летний юноша Д., с нездоровым, бледным лицом и удивительно недоразвитой детской фигурой. Самые простые вещи он не знал, его затрудняли задачи и дела, доступные 12-летнему ребенку. У юноши, бесспорно, наблюдалась умственная и физическая недоразвитость. Но в чем причина такого состояния»?
Мать больного юноши рассказала: отец много курил, часто в доме собирались братья и сестры отца, тоже любители покурить. Ради забавы отец и гости давали 8—9-летнему мальчику папиросы. Гримасы и кашель курившего ребенка, его бессвязный лепет и чиханье забавляли их. Постепенно мальчик пристрастился к курению, сам требовал папирос, плакал, бросался на пол и колотил ногами, когда ему отказывали. С годами все больше он отравлял себя никотином, а затем и алкоголем. Он начал отставать в школе, стал нервным, раздражительным, кричал по ночам, чего-то боялся. Умственные способности его постепенно снижались, а пристрастие к табаку возрастало. Так возникло психическое заболевание.
О трагедии в семье юноши Д. не могли не знать социальные педагоги школы, соседи по квартире, сотрудники отца по работе. Но никто не призвал к ответу отца, виновного в неправильном воспитании ребенка и его болезни. Черствость и равнодушие окружающих привели к тому, что юноша попал в психиатрическую больницу, что жизнь его исковеркана.